Особенности современного менеджмента

Особенности современного менеджмента

Непрерывное развитие общества в научно-техническом направлении не только создает новые товары, технологии и услуги, но и полностью преобразовывает привычное многим понятие менеджмента. Наука про управление персоналом приобретает некоторые специфические особенности.

Роль человека на производстве изменилась в корне. Если раньше он воспринимался всего лишь как винтик в системе, то сейчас от ценных рабочих кадров зависит все: репутация компании, ее успех и прибыль.

Затраты, которые компания расходует на персонал, уже не являются такими бесполезными, как ранее. Теперь они являются ни чем иным как прямой инвестицией в «человеческий капитал». Чтобы сотрудник выкладывался на работе на полную, ему следует обеспечить качественное медицинское обслуживание, отдых, условия для творчества и профессионального роста.

Еще в 60-х годах была сформирована концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Сегодня это положение получило развитие в такой форме:

  • компания должна ориентироваться на перспективные интересы социума;
  • она возмещает общественные издержки (например, вред, причиненный выбросами отходов);
  • фирма оптимизирует перспективную прибыль;
  • капитал сохраняется как элемент богатства всей нации.

    С учетом этих тезисов можно сказать, что современный менеджмент обеспечивает развитие не только конкретной фирмы, но и всего общества.
  • Характерной особенностью управления персонала в нынешних условиях являются высокие темпы изменений. Они обусловлены постоянной нестабильностью в экономической и социальной сфере.

    Общечеловеческие проблемы обострились, поэтому традиционное понятие «рационального менеджмента» стало терять свою актуальность. Фирма начала рассматриваться как открытая система, успех которой во многом зависит от ее окружения. Адекватное реагирование на изменение во внешнем мире – одна из первостепенных задач сегодняшнего управления персоналом.

    Специалисты, которые исследуют явления современного менеджмента, утверждают, что вскоре на смену централизации придет децентрализация, управление по вертикали изживет себя. И правда, успешные компании давно поняли это принцип и стали достигать необходимых результатов на основе взаимной координации низовых уровней работников и руководства.

    Раньше менеджеры были обеспокоены обеспечением бесперебойности хозяйственных процессов, а теперь нацелены на достижение конкретного результата. Таковым может стать повышение качества продукции или услуг, снижение цен и т.д. Такие изменения называют переходом от производственного способа управления к маркетинговому.

    Все негативные стороны управленческого процесса также отходят в прошлое. Агрессивность, конфронтация, пассивность, отчужденность сменилась спокойствием, взаимовыручкой и поиском компромиссов.

    Теперь для повышения доверия к фирме нужно стремиться не к количественным результатам, а к качественным, во всех сферах деятельности. Конечно же, такие изменения влияют и на конкуренцию: вместо спокойной и приблизительно равной она превращается в острое соперничество.

    Некоторые из этих особенностей уже успешно воплотились в отечественном производстве, другие находятся только в начальной стадии. В любом случае современный менеджмент находится на правильном пути развития.

    Комментарии: